ФЭНДОМ

Бурбо́ны (ед. ч. Бурбо́н; фр. Bourbon, исп. Borbón, итал. Borbone) — европейская династия, младшая ветвь королевского дома Капетингов, происходящая от Робера (1256—1317, граф Клермон, по жене сир де Бурбон), младшего сына Людовика IX Святого. Вступили на французский престол с пресечением другой ветви Капетингов, династии Валуа, в 1589 году (в лице Генриха IV Наваррского).

Династия является, вероятно, не только древнейшим, но и самым многочисленным из европейских монарших домов. Ещё до провозглашения Генриха Наваррского королём Франции от основного древа рода Бурбонов отделились принцы Конде и несколько иных ветвей, из которых только ветвь Бурбонов-Бюссе продолжает существовать и сегодня.

Старшая ветвь герцогов Бурбонских Править

Крупные ветви рода:

  • Старшая ветвь Бурбонов (потомки Людовика XV) пресеклась в 1883 году с кончиной внука Карла X, графа де Шамбора
  • Испанские ветви. В 1700 году внук Людовика XIV герцог Анжуйский получил испанский престол и стал королём Филиппом V. После ряда низложений и реставраций Бурбоны царствуют в Испании и ныне (в лице Филиппа VI, сына отрёкшегося от престола в 2014 году Хуана Карлоса I). Согласно Утрехтскому договору 1713 г., потомки Филиппа V отказались от прав на французский престол, хотя французские роялисты-легитимисты в XIX в. считали законными наследниками именно испанских Бурбонов как старших в династии.
    • Карлистская ветвь. Потомки дона Карлоса Старшего (1788—1855) — младшего брата короля Фердинанда (Фернандо) VII, который лишил его права наследования престола в пользу своей дочери Изабеллы, чем нарушил салический закон, принятый в доме Бурбонов. Войны сторонников Карлоса и его потомков против Изабеллы и её наследников получили название «карлистских». Карлисты потерпели поражение, а сама ветвь пресеклась в 1936 году.
    • Ветвь Изабеллы. Потомки Изабеллы II и её двоюродного брата Франсиско (также члена дома Бурбонов, сына младшего брата дона Карлоса Старшего), которые правили страной до 1931 года и с 1975 года. Ветвь имеет трех современных представителей мужского пола — Луиса Альфонсо (р. 1974), потомка старшего брата отца нынешнего короля — глухонемого дона Хайме герцога Сеговии (Кадисская ветвь) династически старшего во всей династии Бурбонов, они претендуют на главенство в роде Бурбонов, а также на французский престол; Хуана Карлоса I (отрёкся от престола в 2014 году) и его сына Филиппа VI. Согласно нынешнему испанскому законодательству, наследовать престол могут только потомки правящего короля, включая женщин.
    • Севильская ветвь. Морганатическая ветвь потомков брата Франсиско, принца Энрике. Существует до сих пор (16 представителей).
    • Сицилийская ветвь. Потомки сына короля Карла III, Фердинанда (Фернандо) (1751—1825), ставшего королём Сицилии. Правили в Сицилии и Неаполе. Ветвь существует и сейчас, насчитывает 17 представителей.
    • Пармская ветвь. Потомки Фелипе (1720—1765), одного из младших сыновей Филиппа V, ставшего герцогом Пармским. Многочисленные представители (потомки 24 детей герцога Роберта I Пармского) живут и сейчас.
      • Люксембургская ветвь. Жан (великий герцог Люксембурга) (р. 1921) и его многочисленные потомки (16 человек). Ветвь происходит от одного из младших сыновей пармского герцога Роберто (1848—1907), Феличе (1893—1970).
  • Орлеанская династия — ветвь французских Бурбонов, происходящая от Филиппа Орлеанского, младшего брата Людовика XIV. Её представителем на французском престоле был Луи-Филипп I. После 1883 года, когда пресеклась старшая линия династии Бурбонов, глава Орлеанского дома считает себя главой королевского дома Франции; эта претензия оспаривалась представителями испанских линий (которые династически старше). Нынешний «номинальный король Франции» из Орлеанского дома — Анри (род. 1933).
    • Ветвь Орлеан-Браганса. Потомки внука Луи-Филиппа I Гастона (1842—1922), династия потомков бразильских императоров (также Капетингов).
    • Ветвь Орлеан-Галлиера. Потомки младшего сына Луи-Филиппа I Антуана (1814—1896), женившегося на испанской принцессе. Имеет шестерых ныне живущих представителей.
  • От младшего брата отца Генриха IV Антуана Людовика происходят роды Конде и Конти, французских принцев крови, пресекшиеся в начале XIX века.

На тронах Европы Править

Представители династии Бурбонов были или являются в настоящее время монархами следующих государств:

  • Наваррского королевства (1550—1621)
  • Франции (1589—1792; 1814—1815; 1815—1848),
  • Испании (1700—1808; 1814—1868; 1874—1931; ныне царствует с 1975)
  • Неаполя (1734—1806, 1815—1816)
  • Сицилии (1734—1816)
  • Королевства Обеих Сицилий (1816—1861)
  • Пармского герцогства (1748—1802, 1847—1858).
  • великого герцогства Люксембург (с 1964 и поныне)