ФЭНДОМ

Виктория Саксен-Кобург-Готская
англ. Victoria; нем. Victoria Von Sachsen-Coburg-Gotische
Victoria, Princess Royal

Lesser Coat of Arms of Empress Victoria.svg

600px-Royal Standard of the King of Prussia (1871–1918).svg
королева-консорт Пруссии
9 марта — 15 июня 1888 года
Предшественник: Августа Веймарская
Преемник: Августа Виктория
800px-Kaiserinnenstandarte 1871.svg
императрица-консорт Германской империи
9 марта — 15 июня 1888 года
Предшественник: Августа Веймарская
Преемник: Августа Виктория
королевская принцесса Великобритании
1841 — 5 августа 1901
Предшественник: Шарлотта Великобританская
Преемник: Луиза Великобританская, герцогиня Файф
 
Рождение: 21 ноября 1840; Букингемский дворец
Смерть: 5 августа 1901 (60 лет); дворец Фридрихсхоф, Кронберг, Гессен
Похоронена: Фриденскирхе в Сан-Суси
Род: Виндзоры
Имя при рождении: англ. Victoria Adelaide Mary Louisa
Отец: Альберт Саксен-Кобург-Готский
Мать: Виктория
Супруг: Фридрих III
Дети: Вильгельм II; Шарлотта Прусская; Генрих Прусский; Сигизмунд Прусский; Виктория Прусская; Вальдемар Прусский; София Прусская; Маргарита Прусская
 
Монограмма: 278px-Royal Monogram of Empress Victoria of Germany.svg
Виктория Аделаида Мария Луиза Великобританская (англ. Victoria Adelaide Mary Louisa, Princess Royal; 21 ноября 1840, Букингемский дворец — 5 августа 1901, дворец Фридрихсхоф в Кронберге, Гессен) — британская принцесса, старшая дочь королевы Виктории. Супруга Фридриха III, короля Пруссии и императора Германии. Мать кайзера Вильгельма II.

Ранние годы Править

Виктория была первенцем королевы Великобритании Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского. До рождения младшего брата (будущего Эдуарда VII) 9 ноября 1841 г. маленькая Виктория была наследницей престола. Уменьшительное имя «Викки». Крестными новорожденной принцессы стали вдовствующая королева Великобритании Аделаида Саксен-Мейнингенская, король Бельгии Леопольд I, Эрнст I, герцог Саксен-Кобург-Готский, герцог Сассекс, герцогиня Глостерская и герцогиня Кентская, её бабушка. В 1841 году королева Виктория присвоила ей титул королевской принцессы Великобритании.

His Royal Highness Prince Albert, the Princess Royal, and Eos

Маленькая Виктория вместе с отцом принцем Альбертом

Обучение принцессы проходило под руководством родителей, особенно отца, который лично преподавал ей политику и философию. В возрасте пяти лет Виктория умела читать и писать по-английски, а также учила французский язык.

Виктория познакомилась со своим будущим супругом прусским принцем Фридрихом в 1851 году, когда тот с родителями по приглашению королевы Виктории и принца Альберта прибыл в Лондон на первую Всемирную выставку. Родители Фридриха — прусский кронпринц Вильгельм и его супруга принцесса Августа Саксен-Веймарская. Таким образом, Фридрих занимал второе место в очереди наследования трона Пруссии вслед за собственным отцом. Пара обручилась в 1855 году в Балморале, когда Виктории было 14 лет, а Фридриху — 21.

О браке Виктории и Фридриха было официально объявлено 19 мая 1857 года. 17-летняя Виктория вышла замуж по настоянию матери в Сент-Джеймсском дворце 25 января 1858 года. Брак оказался счастливым и благоприятным по династическим соображениям. Королева выразила пожелания, что брак её дочери с прусским принцем укрепит дипломатические связи Великобритании и Германии. На новую родину Виктория отправилась вместе с близкой подругой королевы Джейн Спенсер, которая сообщала Виктории о жизни дочери в течение первых нескольких недель.

Участие в политике Править

В январе 1861 года после смерти бездетного короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV на прусский престол взошёл его брат Вильгельм I, отец мужа Виктории. Фридрих и Виктория получили титул наследных принца и принцессы. Несмотря на то, что в жилах предков кронципринцессы как по линии отца, так и по линии матери текла немецкая кровь, в Пруссии её неизменно называли «англичанкой». Считалось, что Виктория и её супруг исповедуют либеральные взгляды и надеются со временем увести Пруссию с пути авторитаризма, приблизив её к британской модели конституционной монархии.

800px-Schlosshotel-kronberg002

Дворец Фридрихсхоф, где Виктория оплакивала безвременно умершего супруга

Тем не менее, во время трёх войн за объединение Германии в единое государство Виктория и Фридрих твёрдо отстаивали национальные интересы. Такая позиция Виктории привела к размолвке Виктории с младшим братом Эдуардом и его супругой Александрой, дочерью датского короля Кристиана IX, который вёл войну с Германией за земли Шлезвиг и Гольштейн.

9 марта 1888 году король Вильгельм I умер. Его старший сын был провозглашен императором Германии и королём Пруссии под именем Фридриха III. Виктория получила статус императрицы и королевы. К моменту восшествия на престол Фридрих был безнадежно болен раком горла, от которого умер, процарствовав всего 99 дней.

Преемником отца стал старший сын Виктории Вильгельм II, совершенно не разделявший англофильство родителей. Из-за натянутости в отношениях Виктории с сыном-императором Виктория не пожелала оставаться в столице и удалилась в построенный для неё в Кронберге дворец Фридрихсхоф.

Вдовствующая императрица Править

Овдовев, императрица Виктория до конца жизни по примеру матери носила траур. Она часто навещала родную Англию и поддерживала тесные связи с матерью и братом Альбертом Эдуардом. В Германии Виктория всегда поддерживала активную переписку с матерью. Сохранилось около 4000 её писем королеве и 3777 писем матери к дочери.

В 1899 году у Виктории был обнаружен рак молочной железы. К осени 1900 года рак распространился и на позвоночник. Виктория умерла 5 августа 1901 года, через семь месяцев после смерти матери и была похоронена рядом с мужем и двумя умершими в детстве сыновьями в королевском мавзолее в Потсдаме 13 августа 1901 года.

Титулы и награды Править

800px-Coat of Arms of Victoria, the Princess Royal.svg

Герб Виктории как королевской принцессы Великобритании

Титулы Править

  • 21 ноября 1840 — 19 января 1841:[5] Её Королевское Высочество Принцесса Великобританская и Ирландская, принцесса Саксен-Кобург-Готская
  • 19 января 1841 — 25 января 1858Её Королевское Высочество Королевская принцесса Великобритании
  • 25 января 1858 — 2 января 1861Её Королевское Высочество Принцесса Прусская
  • 2 января 1861 — 18 января 1871Её Королевское Высочество Кронпринцесса Прусская
  • 18 января 1871 — 9 марта 1888Её Императорское и Королевское Высочество Кронпринцесса Германии и Пруссии
  • 9 марта 1888 — 15 июня 1888Её Императорское и Королевское Величество Германская Императрица и королева Пруссии
  • 15 июня 1888 — 5 августа 1901Её Императорское Величество Вдовствующая императрица Германии и королева Пруссии

Награды Править

  • Орден Королевы Луизы
  • Королевский орден Виктории и Альберта