ФЭНДОМ

Изабелла Клара Евгения
исп. Isabel Clara Eugenia de Austria
800px-Isabel Clara Eugenia (Pantoja de la Cruz)

«Изабелла Клара Евгения», ок. 1584, Алонсо Санчес Коэльо.
Coat of Arms of Infanta Isabella of Spain as Governor Monarch of the Low Countries.svg

Bandera de España 1701-1760.svg
Испанская инфанта
 
Вероисповедание: Римско-католическая церковь
Рождение: 12 августа 1566; Сеговия
Смерть: 1 декабря 1633 (67 лет); Брюссель
Похоронена: Брюссельский собор, Брюссель
Род: Габсбурги
Отец: Филипп II (король Испании)
Мать: Елизавета Валуа
Супруг: Альбрехт VII
Изабелла Клара ЕвгенияИсабель Клара Эухения (исп. Isabel Clara Eugenia de Austria; 12 августа 1566, Сеговия — 1 декабря 1633, Брюссель) — испанская инфанта, правительница Испанских Нидерландов.

Испанская инфанта Править

Родителями инфанты Изабеллы Клары Евгении были король Испании Филипп II и Елизавета Валуа. Для её матери это были трудные роды, после которых она в течение нескольких дней находилась на грани смерти. Филипп II, которого источники того времени описывают как довольно бесчувственного человека, после родов объявил, что он более рад родившейся девочке, чем если бы это был наследник престола. Инфанта лишилась своей матери очень рано, когда ей было всего два года, та умерла после очередных неудачных родов. Она росла вместе со своей младшей сестрой Каталиной Микаэлой при дворе своего отца под присмотром кормилицы Марии де Месса. Филипп II, вскоре после скоропостижной кончины Елизаветы Валуа, женился в 1570 году в четвёртый раз, его женой стала его племянница Анна Австрийская, дочь императора Максимилиана II и сестры Филиппа Марии. Она приняла обеих девочек как своих собственных детей и между мачехой и падчерицами возникли очень тесные доверительные отношения.

Испанская королева, после того как несколько рождённых ею детей умерло во младенчестве, подарила Филиппу 14 апреля 1578 года долгожданного наследника престола Филиппа III. Однако испанский монарх те глубокие чувства, которые он испытывал к своей третье жене, не смог перенести на свою четвертую супругу, так же, как и установить тесные отношения с детьми от четвёртого брака. Его обе дочери, Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла, были его доверенными лицами, у которых он, так же, как до этого у их матери, просил совета по важным политическим вопросам. Так писал он своим дочерям 15 января 1582 года из Лиссабона:
Я слышал что у вас все хорошо - это просто замечательные для меня новости! Когда у вашей маленькой сестры (Мария (1580-1583), дочь от четвертой жены) появятся первые молочные зубы, слишком рано по моим представлениям :это будет замена для двух зубов, которые я вот-вот потеряю - когда я вернусь назад (в Испанию), у меня их скорее всего не будет! Если у меня не будет других причин для жалоб, то с этим можно жить... Только что принесли мне показать то, что упаковано в ящик, который пошлют в Испанию - сладкую лиметту. Я имею в виду, что это просто лимон, но тем не менее я хочу его вам послать. Если это действительно сладкая лиметта, то я, должен признать, ещё ни разу не видел такую большую. Я не знаю дойдет ли она туда (в Испанию) в хорошем состоянии; если вы её получите и она будет ещё свежей, то вы её непременно должны попробовать и сказать мне понравилась ли она вам; я просто не могу поверить, что сладкая лиметта может вырасти такой большой. Так что я буду рад, если вы мне пошлете об этом весточку. Маленький лимон должен только помочь заполнить ящик. Я посылаю вам также розы и цветок апельсина, чтобы вы увидели, что здесь растёт... Подписано: Ваш добрый отец.
320px-Infantin Isabella Clara Eugenia, 1599

Изабелла в 1582 году.

Особенно тесными были отношения между Филиппом II и его старшей дочерью Изабеллой Кларой Евгенией. Он называл дочь утешением своей старости и светом своих глаз. Она помогала ему в ведении государственных дел, приводила в порядок его бумаги, читала ему вслух наиболее важные послания и переводила на испанский донесения из Италии. Последние три года до смерти Филиппа 13 сентября 1598 года Изабелла ухаживала за своим тяжело больным отцом, который страдал приступами лихорадки и подагрой.

2 августа 1589 года дядя Изабеллы Клары Евгении по материнской линии, король Франции Генрих III, был убит монахом Жаком Клеманом. Генрих III был последним королём Франции из рода Валуа, ни у него, ни у его братьев не было наследников. Филипп II заявил права на французский престол для своей дочери Изабеллы Клары Евгении, поскольку она была дочерью старшей сестры Генриха III Елизаветы. Эти притязания не имели под собой никакой юридической силы, поскольку салический закон Франции исключал наследниц престола и Елизавета Валуа перед свадьбой отказалась от прав на французский престол. Законным претендентом на трон короля Франции считался предводитель гугенотов Генрих Наварский, который в 1594 году и взошел на французский престол как Генрих IV.

800px-Alonso Sánchez Coello 001

«Портрет Изабеллы Клары Евгении в возрасте 13 лет», Алонсо Санчес Коэльо, 1579.

Кроме того, в 1590—1598 годах Изабелла являлась претендентом на корону герцогства Бретонского.

В рамках проводимой Габсбургами семейной политики, Изабелла Клара Евгения была на третьем году жизни была помолвлена с Рудольфом II, старшим сыном императора Священной Римской империи Максимилиана II. Однако через двадцать лет Рудольф разорвал помолвку. В возрасте тридцати одного года инфанта была помолвлена с эрцгерцогом Альбрехтом VII, который вырос при испанском дворе. Эрцгерцог Альбрехт был братом Рудольфа II и в возрасте восемнадцати лет стал кардиналом. Филипп II произвёл своего племянника в 1583 году в вицекороли Португалии и 1595 году назначил его штатгальтером Испанских Нидерландов. В связи с помолвкой эрцгерцог Альбрехт в 1598 году был освобожден римским папой от обязательств перед католической церковью.

Штатгальтер Испанских Нидерландов Править

Isabella van Spanje, landvoogdes der Nederlanden

Изабелла Клара Евгения и её дочь Анна Мавриция 1611 год.

Пара получила в качестве приданого Испанские Нидерланды, Ещё во времена помолвки Филипп II передал права на управление Испанскими Нидерландами в руки своей дочери. В её правление перешли Фландрия, Артуа, Геннегау, Брабант, Камбре, Лимбург и Люксембург. Только в случае бездетности инфанты права на Испанские Нидерланды после её смерти должны были возвратиться назад испанскому престолу. В 1598 году король Филипп II умер и 18 апреля, после семи месяцев траура, мужем Изабеллы Клары Евгении стал Альбрехт VII Австрийский. Инфанта родила троих детей, но все они умерли ещё во младенчестве. Из источников того времени следует что, после смерти третьего ребёнка, Изабелла и Альбрехт вели брак Иосифа и избегали полового контакта.

800px-Isabella Clara Eugenia Spain Albrecht

Парные портреты Изабеллы Клары Евгении и её супруга Альбрехта. Франс Поурбус Младший, Музей Грунинге, Брюгге.

Они обосновались в Брюсселе, который в то время был центром Испанских Нидерландов. Территория Нидерландов простиралась к югу от Рейна и Мааса до сегодняшних Люксембурга и Бельгии. Де-факто к этому времени только южная часть Нидерландов была под контролем Испании, северная часть (см. Восьмидесятилетняя война), также называемая Республикой Соединённых Провинций, была в руках кальвинистов.

Isabella Clara Eugenia as a nun

Портрет Изабеллы Клары Евгении в монашеском одеянии. Рубенс, 1625.

Эрцгерцог и инфанта как могли старались уменьшить нищету, вызванную многолетней войной. Помимо этого Альбрехт добился в 1609 году двенадцатилетнего перемирия с северными провинциями и придворная, общественная и церковная жизнь буквально расцвела в это время. В 1609 году Петер Пауль Рубенс стал придворным живописцем.

В апреле 1621 года перемирие завершилось, а в июле эрцгерцог Альбрехт умер. После смерти мужа Изабелла больше не надевала мирские платья и украшения, а носила вплоть до своей смерти монашеское одеяние францисканского ордена Клариссы. Поскольку у Альбрехта не было наследников, то Испанские Нидерланды отошли снова к испанской короне. Находившийся в то время у власти в Испании молодой король Филипп IV был настроен весьма воинственно. Его первый министр Гаспар де Гусман Оливарес стремился возродить утраченное Испанией господство в Европе и твердо верил в победу Испании в войне с северными провинциями. Таким образом начавшиеся мирные переговоры были обречены на провал, следствием которого были долгие годы войны.

Дети Править

  • Филипп (21 октября 1605)
  • Альбрехт (21 января 1607)
  • Анна Мавриция
Luigi Mussini- Leonardo da Cutro e Ruy Lopez giocano a scacchi alla corte di Spagna

Луиджи Муссини. Шахматный турнир при дворе короля Испании, 1883. Изабелла изображёна справа от сидящего в кресле в центре картины короля Филиппа II.

Интересные факты Править

  • Изабелла проявляла большой интерес к искусству, её двор был магнитом, притягивающим к себе художников и людей искусства. Особенное внимание она оказывала Петеру Паулю Рубенсу, который был не только придворным живописцем, но также послом и посредником при ведении мирных переговоров.
  • Изабелла была известна устойчивым интересом к шахматам. В качестве зрителя на Мадридском шахматном турнире 1575 года её изобразил итальянский художник-академист Луиджи Муссини. Художник допустил ошибку, изобразив её взрослой девушкой. На самом деле ей во время турнира было только девять лет.
  • С именем Изабеллы по легенде связано возникновение изабеллового цвета — грязноватый соломенно-розовый.

По легенде она дала обет не менять своей белой рубашки до тех пор, пока Альбрехт VII Австрийский не возьмёт осажденный им в 1601 году Остенде — крупнейший бельгийский порт на берегу Северного моря. Осада Остенде — трехлетняя осада во время Нидерландской революции и одна из самых длинных осад в истории. Это была одна из самых кровавых битв войны и закончилась она победой Испании: «Испанцы атаковали не атакуемое, а голландцы защищали не защищаемое.» Поскольку осада длилась три года, (5 июля 1601 — 16 сентября 1604), то по крайней мере в отношении цвета рубашки легенде можно верить. Считается, что именно при королеве Изабелле «желтые» масти лошадей (соловая, буланая и изабелловая) вошли в моду.