ФЭНДОМ

Элеонора Австрийская
нем. Eleonore von Kastilien, исп. Leonor de Austria
Joos van Cleve 003

Портрет Элеоноры Португальской художника Йоса ван Клеве, ок. 1530
CoA of Eleanor of Austria
Герб Элеоноры как королевы Франции

800px-Flag Portugal (1495).svg
королева-консорт Португалии
Shield of the Kingdom of Portugal (1481-1910)
1518 — 1521
Предшественник: Мария Арагонская
Преемник: Екатерина Австрийская
600px-Bannière de France style 1500.svg
королева Франции
CoA of Eleanor of Austria
1530 — 1547
Предшественник: Клод Французская
Преемник: Екатерина Медичи
 
Вероисповедание: Римско-католическая церковь
Рождение: 15 ноября 1498; Лёвен
Смерть: 18 февраля 1558 (59 лет); Талавера-ла-Реаль, Эстремадура
Похоронена: Эскориал
Род: Габсбурги
Отец: Филипп I Красивый
Мать: Хуана I Безумная
Супруг: 1) Мануэл I (1518—1521)

2) Франциск I (1530—1547)

Дети: Карл Португальский, Мария Португальская
Элеонора Габсбург (нем. Eleonore von Kastilien, исп. Leonor de Austria; 15 ноября 1498, Левен — 18 февраля 1558, Талавера-ла-Реаль) — урожденная эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, позже вторая жена короля Франции Франциска I.

Биография Править

Элеонора была старшей дочерью Филиппа IV Красивого, герцога Бургундского и Кастильской королевы Хуаны I Безумной. Среди ее братьев и сестер были императоры Священной Римской империи Карл V и Фердинанд I, королева-консорт Дании, Норвегии и Швеции Изабелла, королева-консорт Венгрии Мария и королева-консорт Португалии Екатерина. Когда ее мать с мужем отбыла в Кастилию, она осталась вместе с братом Карлом и сестрой Изабеллой в Нидерландах, при дворе тетки Маргариты Австрийской в Мехелене.

Среди претендентов на ее руку были короли Англии Генрих VII и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.

В 1517 году вместе с братом Карлом отправилась на родину матери в Кастилию. По приказу брата 16 июля 1518 года она вышла замуж за старого короля Португалии Мануэля, став его третьей женой. У них было двое детей:

  • Карл (1520), умер во младенчестве;
  • Мария (1521—1577), одна из самых богатых принцесс Европы, умерла незамужней.

Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы. Ходили слухи о ее будущем браке с пасынком Иоанном (Жуаном), но ему отдали ее младшую сестру Екатерину.

Карл V обещал ее руку коннетаблю Бурбону в награду за его измену Франциску I, но намерения императора изменились после его победы при Павии, и одним из первых условий мира в Камбрэ (1526) стало заключение брака между королем Франции Франциском I и Элеонорой. Есть свидетельства современников, что сама Элеонора загорелась сочувствием к Франциску, попавшему в плен к ее брату, и захотела стать его женой, уговорив брата смягчить условия мира с Францией. 4 июля 1530 года она вышла за него замуж. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий. Франциск открыто предпочитал жене нескольких любовниц, французы в целом были настроены против Габсбургов, и между ее супругом и ее братом возобновилась война  (см. Итальянские войны); детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева якобы в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.

Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей.

Она лишилась былой красоты, некоторые современники считали, что супруг заразил ее сифилисом, следы которого появились на ее лице. Умерла от приступа астмы, возвращаясь из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.